В каждом художнике есть немного от алхимика, потому что, творя свои шедевры, каждый художник вовлечен в преобразование одной материи в другую. Художник Алексей Клоков называет этот процесс превращением “тряпки (холста) и пигмента в наполненный смыслом образ”. Однако здесь Алексей немного не договаривает, потому что в его творчестве каждый образ имеет многослойную трактовку смыслов.
Отсюда прочтение его картин больше напоминает разгадывание ребуса, чем простое созерцание. И эта разгадка всегда во благо — в этом основное кредо художника. Он убежден, что все художники делятся на две категории. Первые выплескивают на холст свои эмоции, мысли, впечатления (в основном негативного характера, в основном бессознательно) тем самым облегчая свою ношу. Другие — подходят к живописи более осознанно и “фильтруют” все то, что производят. Вторая категория более уважительно относится к выбору образов, понимая, что в каждом из них “запечатано” послание. Исследовать, как это работает, можно на примере картины “Рубедо”:
Алексей Клоков, «Рубедо» / Фото: klokov-studio.ru
На картине завуалированное послание художника Алексея Клокова своему зрителю — любимая манера авторского исполнения, читать которое следует через призму трех художественных элементов — образа, цвета и композиции.
В центре картины монументальная фигура собаки, как символ безопасности и защиты зеленого поля на заднем плане, которое можно трактовать как образ новой весны, возрождения и изобилия. Но это с одной стороны.
С другой стороны, такая цветовая комбинация отсылает к алхимической тематике, где та же самая собака воплощает уже иной смысл. Спокойная, уверенная, не суетливая, словно “притихшая в медитации” — она является олицетворением особого состояния, именуемого в алхимии итогом Великого Делания, стадией рубедо (букв. краснота), соединением духа и материи или рождением философского камня. С этой точки зрения другое значение приобретает и зеленый фон картины, как образ “благословенной зелени” или “изумрудной скрижали” на которой и реализуется рецепт алхимического Великого Делания (получения философского камня, по преданию превращающего любой метал в золото).
Тогда в ней и открывается истинное послание художника, где символическая аура картины заключается в благоприятном поле любого действия или любой инициативы, исходом которых будет получение искомого в своем наивысшем или наилучшем воплощении.
P.S. Картина “Рубедо” находится в частной коллекции.