Чем вышивали древние люди, когда не было нитей? Почему в Азии к рукоделию не подпускали женщин? Зачем на Руси сжигали строчевышитую одежду? Сегодня нескучно рассказываем об истории вышивки в мире и в России.
Чувство прекрасного начало развиваться у женщин еще в каменном веке. Первобытные мастерицы придумали вышивать на звериных шкурах примитивные орнаменты. Нитями служили вены, связки, кишки животных, лианы и другие материалы, порой далекие от эстетики. В самом деле, попробуйте представить «модный» узор из волос непонятного происхождения и чьих-то сухожилий.
Природные волокна быстро разлагаются, поэтому первые образцы, скорее всего, не дошли до наших времен. Центром зарождения промысла считается Восток:
На Руси самые ранние археологические находки датируются IX–XI веком н. э. В руки исследователей попали фрагменты одежды, украшенные золочеными нитями.
Первые в мире ткани, пригодные для вышивки, делали из шерсти и индийского льна. Нити изготавливали из шерсти, льна, хлопка, шелка, позже стали использовать волоченое серебро и золото.
В ранние и средние века вышивальные принадлежности были баснословно дорогими, потому рукоделием занимались женщины из высших сословий. В орнаменты вкрапляли бисер, жемчуг, самоцветы, драгметаллы. Для основы брали бархат, парчу, шелк.
Похороны королевы Асы. Норвегия, IX в.
Скандинавский гобелен, вышивка шерстью, графическая реконструкция
Облачения с роскошной отделкой носили князья, императоры, падишахи, служители религии. Шикарно декорировались и настенные гобелены, попоны для слонов, лошадей.
Из Персии вырос стиль вышивки зардози — нарочито богатые орнаменты с обилием золота. Эксклюзивный концентрат роскоши выполнялся для семьи шаха. К почетной работе до сих пор допускаются лишь мужчины — то ли ввиду восточного менталитета, то ли потому, что выкладка металлических нитей тяжела для женских рук.
Образцы вышивки зардози
Средневековая Европа в полной мере наследовала тонкости промысла и его элитарность. Появилась излюбленная сейчас техника вышивки — крестом. Элемент должен был защитить рыцарей от злых духов, которыми, считалось, наполнены мусульманские и языческие земли.
У самих язычников вышивка тоже наполнялась ритуальным значением. Так, на Руси прижились такие решения:
С приходом христианства многие знаки сменили смысл, символика дополнилась крестами.
Пелена «Зачатие святой Анны», Москва, XVI в.
С XVII в. рукоделием начали заниматься крестьянки. Они вышивали предметы обихода и костюмы:
К 15–16 годам девушка должна была собственноручно сшить и украсить одежду, текстиль для будущего семейного очага. Перед свадьбой по числу изделий и качеству вышивки судили о трудолюбии невесты.
У знатных дам парчовое платье для алтаря могло весить до 15 кг из-за обилия бисера, камней, золота и меха. Когда дорогие златотканые одеяния изнашивались, их сжигали, чтобы повторно использовать золото и серебро
К XVII–XVIII векам вышивальный промысел вышел за границы народного ремесла. В Петербурге и Москве открылись мастерские, самостоятельные и при монастырях. Ручной труд использовался вплоть до середины XIX в.
Самым почитаемым центром золотного шитья считался Торжок. Еще с XIII в. здесь вышивали царские одежды, ризы, сафьяновые сапоги, мундиры для знати.
Фелонь (риза священника) из парчи, мишурных нитей, XIX век
В 1829 г. французский изобретатель Джошуа Гельманн изготовил станок для вышивания гладью.
Машина представляла собой большие пяльца, между которыми натягивалась ткань. Подвешенная вертикально рама свободно перемещалась по горизонтали и вертикали. Без участия человека станок не вышивал — рабочий с помощью рычагов направлял каретки и воспроизводил рисунок.
С появлением перфокарт, а затем компьютеров, машинки смогли перейти на автоматический режим — элементы двигаются по траектории, заложенной в программе.
Современные промышленные станки позволяют выпускать большой тираж изделий, при этом рисунок в точности повторяется для каждого образца.
Идентичность иллюстрации важна при вышивке корпоративной и спортивной формы, нашивок с эмблемами. Самые прогрессивные машины воспроизводят мельчайшие детали с длиной стежка от 0,1 мм, выдают ровные, плотные строчки.
Именно таким оборудованием оснащена ивановская «Студия Исток-Пром», мастера которой способны расшить сумки, обувь, головные уборы, клапаны карманов и манжет. А для желающих сохранить русские традиции у себя дома можно заказать индивидуальный узор подушках, покрывалах, полотенцах.
Образцы машинной вышивки ООО «Студия Исток-Пром»
Несмотря на распространение автоматических станков, ручное декорирование нитями и бисером остается популярным досугом. Энтузиасты кропотливо создают работы, удивляющие масштабностью.
Над копией картины «Возвращение к истокам» 235 дней работал вьетнамский мастер Чыонг Тхи Ким Тхань и 8 помощниц. Размер полотна — 330×280 см.
А это репродукция потолочной фрески в Сикстинской капелле. Создание копии заняло у канадской рукодельницы Джоанны Лопиановски-Робертс 10 лет, хотя сам Микеланджело расписывал дворец всего 4 года.
На полотне 203×90 см сделано 628 296 стежков
Остается только догадываться, куда еще заведет фантазия творческого человека. А у вас есть какие-нибудь вещи с эффектной вышивкой?