Мечтаете стать режиссером, но это «сложно, дорого, невозможно»? Отчасти, это действительно так. И все же никто не запрещает вам взять камеру в свои руки. Проблема новичков в том, что они хотят сразу снять собственный большой фильм или хотя бы попасть в проект известного режиссера. Если же с начать малого и создать простую короткометражку, зато свою (!), то можно понять, подходит ли вам вообще эта профессия. А сегодня с этой задачей может справиться почти каждый.
Написать сценарий для одного плана или даже смартфона.Подходящий сценарий (можно написать самому) должен состоять из минимум компонентов. Выберете или лучше напишите сами простой в реализации сценарий короткометражного фильма (5-10 минут). Если ваши ресурсы очень сильно ограничены, можно вообще разыграть историю в пределах одного плана. Пример такого фильма мне с моим оператором и удалось реализовать. Мы просто выставили камеру на единственный общий план, и актеры действовали внутри него без склеек. То есть, если что-то не получалось, они проигрывали все заново. На самом деле такой подход решает множество проблем: вы можете снять все за одну смену, и вам не нужно беспокоиться за «косяки» всей съемки — достаточно суметь выставить один хороший план.
Другая хитрость — популярный ныне жанр Screen Life, который так активно продвигает Тимур Бекмамбетов (он же его и придумал). Все действие происходит на экране гаджетов, и теоретически целый фильм создается с помощью функции записи экрана. Но тут нужно очень исхитриться при создании сценарии. Ваши герои должны постоянно быть «под камерой» в естественных условиях: общаться друг с другом с помощью видеосвязи, попадать на камеры видеорегистратора или будто бы оставлять включенным скайп на домашнем ноутбуке. Референс — все фильмы Бекмамбетова в жанре Screen Life («Поиск», «Профайл», он также курировал съемки короткометражки «Алиса» с нативной рекламой Яндекс.Такси). Попробуйте, может, это «ваше». Плюсы такого подхода — отсутствие необходимости искать профессионального оператора.
Конечно, вы можете написать и стандартный сценарий для традиционных методов съемки, но помните, что он все равно должен быть простым. Да, вы можете написать крутой боевик, то без студии захвата движения и дорогих спецэффектов, скорее всего, получится некачественное кино с претензией. Оставим это на звездное будущее. С другой стороны, не пишите совсем уж простую историю, в ней должна быть какая-то зацепка — иначе зачем вообще снимать кино?
P.S. Конечно, написать интересный с такого рода ограничениями — экстремально сложная задача. Но речь сейчас идет не о возможной номинации на Оскар, а всего лишь о дебютной короткометражке.
Бесплатные локации для съемок — улицы, парки и скверы, квартиры ваших друзей. Иногда — место работы/учебы, если есть возможность договориться с вашим шефом/деканом/директором школы. Учитываем все это при создании сценария.
Съемки в кафе, отелях, всевозможных ТЦ — более сложная история, так как это частные территории, и тут многое зависит от личной договоренности с администратором/владельцем. Если у вас есть знакомые, которые пустят вас поснимать в своем магазине — пользуйтесь этим. Как видите, в этой профессии нужно уметь договариваться (по крайней мере, пока у вас нет продюсера, администратора или помощника), поэтому попутный совет — больше общайтесь с разными людьми, знакомьтесь, включайте их в свои творческие планы. Однажды ты поблагодаришь Вселенную за это.
P.S. Конечно, было бы очень захватывающе провести съемку на фоне пейзажей Марса, но тогда нужно как минимум договориться с Илоном Максом о том, чтобы он включил вас в список космических пассажиров в будущем полете. А пока выбираем локации ближе к реальности.
А вот это, пожалуй, сама сложная часть в подготовке съемки. От актеров во многом зависит успех картины, поэтому обращаться к друзьям-любителям я бы не советовала. Во-первых, уж слишком ответственная у них задача, и, если они не умеют играть, то фильм будет выглядеть жалко, как бы вы ни корпели над сценарием (а мы помним, что у безбюджетного дебюта сценарий и так не самая сильная часть). Так что ваши актеры должны суметь по-хорошему вывезти картину своей игрой.
Во-вторых, актеры, у которых есть хотя бы какой-то опыт, понимают, что такое съемочный процесс и относятся к нему серьезно. Друзья могут переносить ваши планы просто потому, что им вздумалось уехать на дачу в эти выходные, а ваш фильм «может и подождать». Из-за этого съемки могут затянуться на несколько месяцев из-за частых переносов. В конечном итоге вам вообще может надоесть всех собирать, и вы не станете снимать никакой фильм, а мир никогда не узнает о великом режиссере (обидно). А для профессиональных актеров ваш фильм — работа.
Где брать профессиональных актеров? В моем случае это было обычное обращение в один молодежный независимый театр. Я просто пришла на спектакль, убедилась в том, что они действительно хорошо играют — и познакомилась с ними через их наставника (опять же, общение). Молодым актерам нужно портфолио, так что и вам вряд ли откажут. Предложите им хотя бы символический гонорар, чтобы они знали, что не потратят совсем зря пару вечеров. Если ваши съемки могут затянуться, позаботьтесь о кофе и сэндвичах для актеров и оператора заранее. Да, пока вы сам себе режиссер и администратор!
Еще можно поискать исполнителей ролей по пабликам в соцсетях, на которых часто координируются режиссеры, сценаристы и актеры. На самом деле лучше потратить время и найти хотя бы тех, кто закончил актерские курсы, чем снимать, повторюсь, людей совсем без игрового опыта.
Люди, которые никогда не сталкивались со съемками, часто паникуют на площадке. Запомните: скорее всего, все пойдет не так, как вы планировали. Вы представляли солнечную погоду, а начался дождь. Уже темнеет, а вы все еще снимаете «осеннее утро». Оператора в последний момент попросили подменить на съемках свадьбы, и он соглашается, так как там ему хорошо заплатят да еще и накормят. Наконец к вам могут просто подходить любопытные люди на улице и спрашивать, «а че это вы такое тут делаете» прямо посреди 16-го дубля!
Не нужно отчаиваться. С опытом у вас будет готовый план Б или способность быстро соображать в любой ситуации. Все, что вы можете сделать пока — проиграть в голове всю вашу съемку до мельчайших деталей: сверить прогноз погоды; убедиться, что актеры поняли, в какой одежде им нужно быть и попросить взять запасную; перепроверить все устные договоренности, позвонить, если надо, несколько раз администратору кафе, который любезно пустил вас на площадку — а вдруг сегодня у них намечается банкет, и вас забыли об этом предупредить? И так далее, и тому подобное. Продумайте все до мелочей, и тогда вы будете более подготовленным на съемках.
В любом случае: пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте!
Надеюсь, хотя бы доля этих советов окажется вам полезной. Благодарю за внимание!